[…] Будучи командирован [Полтавской Археологической комиссией] летом
1901 г., […], я имел возможность объехать почти всю Полтавскую губернию.
[…] Кроме того мои личные экскурсии по Константиноградскому уезду
дополнили в этом отношении собранный мною материал о постройках и
поселениях и позволили изучить разницу между севером и югом губернии.
Таким образом, основным матерьялом для очерка явились данные изучения
вопроса на месте путем опроса селян, фотографирование внутренности хат и
рисунков, сделанных по пути [С. 1-2].
Гл. 1. Поселение. Распланировка и местоположение Полтавских сел. Типы поселений. Круговой (Runddorf), беспорядочный, надречный, линейный (Straszedorf) и смешанный.
[…] Последним типом будет линейный (Straszedorf) господствующий на
степных плато и степях южной части губернии – в у.у. Кобеляцком,
Кременчугском и Константиноградском. Плоское пространство и
сравнительная свежесть заселения в связи с другими историческими и
социальными условиями выработали здесь на ряду с хуторными разселениями
тип большого села с длинными и прямыми улицами, идущими во всю его
длину. Обыкновенно эти улицы представляют проезжую дорогу, по которой
расположилось село и поэтому число их не превышает 2 – 3, ограничиваясь
часто одной; её перекрещивает часто другая, тоже представляющая "битый
шлях”. По середине на перекрестке получается площадь с церковью, базаром
и общественными торговыми зданиями, иногда значительных размеров. Если
село невелико, то оно часто представляет одну длинную и широкую улицу с
усадьбами, выходящими задней стороной в степь. При наличности 2 – 4
параллельных улиц – они соединяются переулками и проездами. Той
беспорядочности, которая характеризует предыдущие типы, здесь уже не
замечается, в особенности, если село давно соседит с немецкою колониею.
Такие же села мы видим и в центральной части, но только по старинным
торговым трактам, эти поселки очевидно своим происхождением обязаны
самому тракту и возникли из постоялых дворов и пунктов, чем и
объясняется их чисто линейное расположение. […]
Как мы уже знаем, церкви и другие общественные заведения располагаются
или на площади или на улицах, выходящих к ней, так как эти места чаще
всего представляют географический и геометрический центр селения. В
больших селах и местечках, где церквей много, там и площадей несколько
[Йдеться не лише про Костянтиноградщину, але Полтавщину в цілому][…].
Церкви обыкновенно ограждены вокруг оградой и пространство в ней
называется «цвинтарь», где обычно происходят крестные ходы. Кладбища
никогда не располагаются возле церкви, а относятся на край села, при чем
любят выбирать более высокое место; так в Снятине кладбище на высоком
плато, гораздо выше села. Оно огораживается забором, или окапывается
рвом. Здесь-же, на краю села, на степи и на высоких местах размещаются
ветряные мельницы [С 10 - 11].
[…] в Полтавской губернии мы находим и земляные или глиняные хаты,
построенные исключительно из этих материалов. Район их распространения
невелик и занимает части Хорольского, Миргородского и
Константиноградского уездов […]
[…] в Константиноградском уезде потолок настилается сплошной и иногда
красится, в чем сказалось влияние немцев колонистов [С. 27 - 28].
…Разделение волостей по уездам Константиноградский уезд
76. Берестовеньская
77. Белуховская
78. Велико-Бучковская
79. Ганебновская
80. Дар-Надеждинская
81. Жирковская
82. Зачепиловская
83. Карловская
84. Кегичевская
85. Мало-Перещепинская
86. Машевская
87. Натальинская
88. Нефорощанская
89. Ново-Тагамликская
90. Парасковеевская
91. Песчанская
92. Петровская
93. Руновская
94. Рясская
95. Староверовская
96. Тагамликская
Русов М.А. Поселения и постройки крестьян Полтавской губернии. Харьков, 1902.
ИЗ ТОПОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПОЛТАВСКОЙ ГБЕРНИИ НА 1809 ГОД,
составленного учителем Полтавской губернской гимназии Федором
Каруновским.
ПОЧВА ЗЕМЛИ.Почва земли весьма тучна и к плодородию
найспособнешая. Поверхностный слой земли состоит большею частью из
чернозема, более или менее с песком и глиною смешанного, который не
будучи ни рыхл, ни плотен и содержа в себе довольное количество
питательного вещества, составляет лучшую и плодороднейшую почву.
Во многих мсетах делал я над черноземом опыты, и нашел, что в нем
содержится селитра, от разложения органических тел происходящая.
В некоторых мсетах почва земли состоит из серой с песком смешанной глины, которая так же к плодородию весьма способна.
В Константиноградском уезде находятся летучие пески, хлебопашеству
великий вред причиняющие, которые по замечанию жителей ежегодно
увеличиваются. Они не только сами не способны к посеву хлебов, но лишают
даже плодородия и те поля, в соседстве с коими находятся. Пещаные поля в
короткое время и с великою удобностию поправить можно, унавоживанием
оных глиною, которая по опытам моим везде и в малой глубине под песком
находится, а дабы пески ветрами на соседние поля не были наносимы, то
должно положить препятствие ветрам, обсадив пещаные поля ветвистыми
деревьями.
РЕКИ.Реки Константиноградского уезда (в частности Берестовая) к
судоходству не способны. Весной выступают они из берегов и разливаются
на большие пространства. А летом делаются узкими, и в некоторых местах
совершенно высыхают. Вода в них чистая, пресная и здоровая, которая по
замечанию врачей, к купанию весьма полезна. Примечательных озер и
достойных ключей, кроме родников (криниц) нигде не имеется.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ.Минеральные воды открыты в Константиноградском
уезде в дачах статского советника Кочубея и помещицы Ковалевской. Воды
сии содержатся в колодцах, из коих четыре находятся в даче Кочубея при
деревне Дубовые Гряды называемой, и один в даче Ковалевской. Составные
части вод сих сернокислый натр, сернокислая известь, сернокислая
мыловка, солянокислый натр, солянокислая мыловка, углекислая известь,
углекислая мыловка и смола.
По опытам воды сии оказались целительными, и во многих болезнях
обещающими великую пользу, почему владелец оных г. Кочубей, оказавший
бесчисленные опыты благодеяний своих человечеству, отдал оные в пользу
больных, построив при них собственным иждивением больницу и устроив
аптеку.
ЦАРСТВО ИСКОПАЕМОЕ.…Пещанный камень открыт в
Константиноградском уезде, на возвышенном месте покрытом песком, в
котором и лежит он пластами. Камень сей получил начало свое от того
песку, в котором наодится он. Сложение частей имеет мелкозернистое.
Твердость посредственную. Связующее его вещество есть кажется глинистого
свойства.
ЦАРСТВО ЖИВОТНОЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.1) Летучая мышь, живет в дуплах
деревьев или в старых строениях. День проводят во сне, ночью же
вылетают на добычу. Зиму проводят в оцепенении. 2) Белка, красивое и
забавное животное сие водится в лесах, и живет почти только на деревьях,
на вершине коих делает себе гнезда из листьев и мху. 3) Бабак, делает
себе в земле норы со многими выходами. Зиму проводит во сне. Удобно
делается ручным, почему и содержится в домах. Когда он воскресает, то
дает о сем знать свистом своим, который жители почитают надежным
признаком скорого приближения весны. 4) Суслик. 5) Хомяк, делает себе
весьма глубокие в земле норы, кои наполняет жизненными припасами, а
особливо житом, до которого он великий охотник. 6) Слепец. 7) Большая
полевая мышь, водится в лесах, коим и причиняет велкиий вред. Она
собирает на зиму множество запасу, состоящего из орехов и желудей. 8)
Малая полевая мышь, водится летом по лугам, садам и полям, а зимою более
в лесу. Она причиняет великий вред полевым плодам, а особливо молодому
посеву. 9) домовая мышь. 10) крыса. 11) заяц. 12) крот. 13) Еж,
содержится здесь во многих домах, как для суеверия, так и для того, что
истребляет великое множество мышей и жаб. 14) Хорек, животное сие
причиняет великий вред дворовым птицам. Кожа его применяется здесь на
опушку шуб. 15) Горностай. 16) Ласка, маленькие сии животные водятся в
перелесках, и около жилых мест. Питаются малыми птичками и мышами,
почему и содержат их в амбарах. Здешние жители убить ласку за грех
почитают. 17) Волк. 18) Лисица, живет в норах, которые роет вблизи жилых
мест. Ночью заходит в курятники, которые посещает до тех пор, пока
ничего в них не оставит, или пока побоями не отучена будет от сего
посещения. 18) Выдра, делает себе норы в пустых берегах. Ход имеет под
водой и оставляет только небольшую продушину на поверхности земли.
ПТИЦЫ.Обыкновенный орел, большой орел, обыконвенный ястреб,
ястреб, копчик (последние три вредны для дворовых птиц), ночная сова,
сычь (великий вред причиняет курицам), серый сорокопуд (сия маленькая,
но весьма хищная птица есть величайший враг всех живых творений. Не
смотря на малую величину своего роста, она вступает в сражение с
большими ястребами, которое оканчивается не иначе, как пожертвов
собственной жизнью, или врага своего. Будучи сама хищна, других хищных
птиц терпеть не может, и приближении их возвещает криком своим малым
птицам, коих сама она велкиий неприятель), жулан, желна, зеленый дятел,
большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, вертишейка, поползень,
зеленый тикун, зимородок, щурка (вредна для пчел), удод, пищуха, ворон,
черная ворона, грач, ворона, галка, сойка, сорока, европейская
сыворонка, кукушка (она живет здесь от апреля до начала июля, на прочее
же время года улетает. Жители нащот сей птицы заражены сильным
суеверием. Она почитается здесь оракулом), иволга, хохлатый жаворонок,
полевой жаворонок, обыкновнный скворец, желтоносый скворец, певчий
дрозд, обыкновенный дрозд, щур, снегирь, серый подорожник, овсянка,
зяблица, воробей, щегленок, чиж, коноплянка, чечотка, трясогузка,
соловей, травник, серая трясогузка, черная трясогузка, реполь (смелое и
драчливое животное сие водится в лесах и живет уединенно), крапивник,
королек (самая малая птица здешнего края, жители называют ее воловьим
оком), синица, лазоревка, ремез (гнездо ремеза почитается полезным от
многих болезней, а особливо от маточных припадков), домовая ласточка,
деревенская ласточка (ласточка уважается здесь до такой степени, что
убить оную за грех почитается), стриж, козодой, перепелка (птица сия
уважается здесь по вкусному мясу, а особливо по бою самцов, коих
содержат в клетках), рябчик, горлица 9невинное и целомудренное животное
сие, уважается здесь так как и ласточка), дрофа, журавель, стерх (насчет
сей птицы жители заражены сильным суеверием, когда например сядет она
на чьем доме, то сие означает нещастие дому сему угрожающее), серая
цапля, выпь. Барашек, лесной кулик, луговка, лысуха. Полевой дергач,
баклан, дикий гусь, дикая утка, чирок, нырок.
ЗЕМНОВОДНЫЕ.Водятся две породы черепах, жаба, унка. Бурая
травяная лягушка, зеленая водяная лягушка, древесная лягушка,
обыкновенная зеленая ящерица, болотная ящерица, европейская ехидна
(весьма ядовита. От угрызений оной употребляется простолюдинами
различные способы, наиболее же полезным почитается деревянное масло,
ежели оным тотчас замазать уязвленное место и пить оное.), уж (суеверные
люди держат его в домах, известной им цели).
РЫБЫ.Речная минога, мурена, окунь, ерш, речной вьюн, сом, щука,
анчоус, карп, линь, карась, лещ, язь, судак, плотка, пискарь,
верхоглядь.
ЖИТЕЛИ: малороссияне, великороссияне, жиды, цыгане.
МАЛОРОССИЯНЕ.Обрах жизни малороссиян как в общежитии, так и в
домостроительстве прост. Они ведут себя без всяких пышностей, и на
таковых правилах нравственности и детей своих содержат. Гостеприимство,
патриотизм и набожность суть отличительные характеры народа сего.
Леность и пьянство суть два порока, к коим наиболее они склонны. Леность
есть главная причина худой промышленности их. Имея ежедневное
пропитание, они мало пекутся о улучшении своего состояния посредством
разных торговых оборотов.
Бедность в деньгах до такой простирается степени, что они с трудом
могут уплатить государственные подати. Весьма зажиточные только поселяне
имеют наличне деньги, а прочие снискивают оные тогда, когда
приближается время к уплате государственных повинностей, и приобретают
оные не иначе, как продав последнюю часть жизненных припасов. Они
пользуются всегда и смотрят на настоящее, нимало не заботясь о будущем.
Малороссияне весьма суеверны. Басни о ведьмах и домовых суть такие истины, о которых никто из них не сомневается.
Все вообще малороссияне имеют хорошие способности. Они добронравны,
простодушны, горды, почтительны, распутство и другие противные чести
пороки, мерзостию у них почитаются, и при том многие честностью столько
гордятся, что всякое укорительное слово не оставляют без должного иска.
Всякие праздники строго наблюдают. Многие из женщин или от
благоговения, или от суеверия или по лености к работе прзаднуют
понедельники и пятницы, и в дни сии не употребляют никакой пищи.
К забавам и разного рода веселостям чрезвычайно склонны.
Доказательством сего служить может то, что молодые мужчины и девки как
зимою так и летом работая во весь день, ночью вместо отдыху, сходятся со
всего села на площади и улицы, либо в нарочито избранный, или нанятый
дом, и танцуют или поют до самого света.
Все обряды, а найпаче свадебные, наблюдаются с величайшими церемониями
и издержками. Во время свадьбы и самыя малости почитаются у них
законными, где наиболее всего между прочими веселостями поют, а особливо
женщины, неженатые мужчины, именующиеся боярами, и девицы именующиеся
дружками. Удивительнейшая церемония при сих случаях продолжается тогда,
когда невеста окажется не целомудренною, здесь как отцу и матери, так и
жениху и невесте делается в песнях женщинами разные предосудительные
насмешки и ругательства, для той более причины, чтобы дать прочим
девицам примером предосторожность к предохранению себя от сего порока, а
матери невесты той, надевают в насмешку лошадиный хомут, как бы
некоторое делая тягостью сею нравоучение, чтобы остающихся еще при ней
дочерей своих удерживала от предосудительной вольности.
ОДЕЯНИЕ МАЛОРОССИЯН.Одеяние малороссиян сходственно с простотою натуры их, и показывает настоящую невинность сельскую.
Верхнее летнее одеяние мужчин составляет свита из серого, черного или
белого сукна, домашней работы сшитая. Другое одеяние именуется
кобеняком. Оный есть род шинели, и носится во время дождей и вообще
ненастных погод. К воротнику сего одеяния пришивается наподобие капишона
торба, видлогою называющаяся, которая надевается на голову, во время
дождей, сбережения от мокрот шапки, и во время сильных морозов и вьюги
для безопасности от стужи.
Рубашки из домашнего холста, с узкими воротниками и широкими рукавами.
Шаровары летом полотняные, а зимою суконные. Сапоги широкие с большими,
острыми и высокими подковами. Летом большею частью башмаки, а бедные
постолы, из толстой подошвенной или свиной кожи на подобие мешечков на
ремешке собранные, к коим приделаны длинные ремни, волоками называемые.
При надевании постолов сих ноги оборачиваются прежде наподобие чулок
большими из домашнего холста или сукна кусками, и потом обвивают по оным
волоками. Зимою овчинные нагольные шубы с перехватом в талии сшитые.
Галстуков носить не имею привычки.
Бороды бреют. Усы запускают. Волосы на голове подстригают в кружок, а
некоторые на голове выстригают оные совершенно, оставляя только
посредине головы пучок, который называется чубом или оселедцем.
Верхнее летнее одеяние женщин составляет свита, из белого домашнего
сукна сшитая, с перехватом в талии и с двумя фалдами, или по здешнму
усами, выстроченными черным гарусом или нитками. Рубашки длинные. Юпки
их состаляют шерстяные запаски, черной краской окрашенные, по праздникам
же носят из крашенной шерсти, клетчато вытканные плахты. Шубы овчинные,
нагольные, с перехватом в талии, назади коих фалды всегда вышиты бывают
шелком, с нашивкою двух лоскутков по обеим сторонам красного сафьяна.
Сапоги с весьма высокими подковами сшитые из кожи здешней выделки, а богатейшие сафьяновые или козловые.
На головах носят очипки из домашнего холста сшитые. Когда же идут в
церковь или в собрание, то поверх очипков повязывают на подобие флеру
вытканные наметки, от коих пущают назад длинные концы.
Девушки в одеянии сходствуют с замужними женщинами, и отличаются
только головным убором. Волосы заплетают они в две косы, назади повыше
затылка, и в концы оных вплетают крашенные шнурки. Косы сии посредине
головы свиты наподобие кружка. По оным обвязывается голова широкими
лентами, с отпущенными назад длинными концами. В сем головном уборе,
зимою в самые жесточайшие морозы ходят, редкие же из них пверх лент
повязывают уши платками. Все вообще девушки украшают шеи свои намыстом,
уши серьгами, а пальца кольцами (манистой).
ЯСТВА.1) Борщ варится на буряковом квасу с капустой свежей, или
квашенной и свеклой, с салом или мясом, а в постные дни с рыбой и с
конопляным маслом, или без оных.
2) Кашу варят густую и жидкую, в скоромные дни с свиным салом, или без
онаго, и в сем случае едят густую с молоком, а в псотные дни с
конопляным маслом. Жидкая назвается кулешом.
3) Галушки из пшеничного или гречневого на воде с солью замешанного
теста, маленькими кусочками в кипятке вареные, к которым на столе уже
прибавляют коровьего или постного масла.
4) Вареники т.е. маленькие пирожки из пшеничного или гречневого на
воде с солью замешанного теста, наполненные сыром, или мелко посеченною
говядиною 9ушки) или выжимками от конопляного масла остающимися (урдою) в
кипятке сваренные, употребляют на столе скоромные с сметаной, или
коровьим маслом, а постные с конопляным маслом.
5) Кваша. Сладкое вареное тесто.
6) Лемишка. Варится следующим образом. В кипяток сыплют гречневой
муки, и смесь сию держат в жару до тех пор, пока огустеет. Лемишку едят с
молоком или коровьим маслом, а в псотные дни с конопляным.
Хлеб пекут из ржаной муки чистой, или с другой смешанной. По
праздникам пекут паляницы (пшеничные булки) помазанные сверху сыром, или
маслом, а в постные дни медом.
За наилучшую почитают пищу шулики, кои приготовляют из коржей с медом водой разведенным и маком.
На зиму для варив запасаются квашенною и сечоною капустою, Буряками,
солеными огурцами, петрушкой, морковь, пастернаком, кои содержат в
земляных погребах, а лук и чеснок в избах.
ЖИДЫ.Все записаны в уездных городах в купечество и мещанство, почему все они и жительствуют в городах.
ЦЫГАНЕ.Привыкши здревле к праздости, лености и обманам, и не
имея постоянных жилищ, таскаются летом по разным местам. Они живут под
открытым небом в шатрах, кои разбивают в селах, или вблизи оных. Многие
из них проиводят кузнечную работу, а другие делают щетки и решета. Все
же вообще меняют по ярмаркам лошадьми.
Женщины и малые дети снискивают себе пропитание от милости доброхотных
дателей, а старые бабы, плутовскими колдовствами и предсказаниями
будущих происшествий обманывают здешний простодушный народ.
Зимой нанимают у поселян избы, и таскаются по дворам испрашивая
милостыню с тем более умыслом, чтобы обмануть чем, или обворовать
простосердечных поселян.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
ХЛЕБОПАШЕСТВО.Жители столько производят хлеба, что не только
продовольствуются сами, но и отпущают великое количество онаго в другие
губернии. Пахатные поля прикаждом селении разделены на три смены или
отделения, из коих две засевается, а одна пущается в толоку для пастьбы
скота. Смены сии в посевах и толоке ежегодно переменяются.
Унавоживание земель здесь не знают, а некоторые хотя и унавоживают, но
от сего унавоживания никакой пользы не получают, не зная тех правил, на
коих оно основано быть должно.
Землю пашут плугами, в которые впрягают от 6 до 10 волов. Плуги сии
снабжены железным лемешом приделанным до Чепиг, и череслом приделанным
до градиля, который лежит на колешне т.е. на обыкновенной простой оси о
двух колесах.
Вспаханную плугом землю, когда она несколько времени пролежит пашут
опять поперек ралом, а после посева дабы покрыть семена землей,
раздробить большие глыбы, и уравнить поверхность пашни заборонивают
землю бороною. В сии два пахатныя орудия впрягают по одной паре волов.
Сеют здесь вообще весьма часто, и думают, что чем чаще произведен
посев, тем лучшего урожая ожидать должно. От частого посева здешние
земледельцы, кроме потери семян никакой пользы не получают.
Все хлеба по посеве остаются без всякого за ними присмотра. С начала
вечны до 23 числа апреля выгоняют из селений скот на хлебные посевы,
которые хотя от сего и претерпевают великий вред, но жители установления
предков своих переменить не хотят, почитая оное законным.
РОДЫ ХЛЕБНЫХ РАСТЕНИЙ.1) Рожь. Озимая сеется осенью, яровая
сеется весной. 2) Пшеница. С остьем, без остий, озимая, яровая. 3)
Ячмень двухранной, сеется весной. 4) Овес – обыкновенный белый. 5)
Гречиха. Сеется весной после всех прочих хлебов. 6) Просо. 7) Чечевица.
8) Горох.
Время посева в Полтавской губернии определить не можно. Оный зависит
от климата, который не всегда бывает постоянен, следственно и время
посева, на постоянных правилах основано быть не может.
Яровая пшеница, яровая рожь и овес начинают сеять, как только растает
лед, и земля сделается способной к посеву. После сих следуют посевы
проса, полевого гороха и чечевицы.
Ячмень сеют в конце апреля и в начале мая. Гречиху в конце мая и в начале июня.
СОБИРАНИЕ ХЛЕБОВ С ПОЛЕЙ.Времени созрения хлебов определить так
же невозможно. Оное зависит от воздушных перемен, от времени посева, от
качества хлебов, равно как и той почвы, на которой произрастают.
Рожь, пшеница, ячмень и овес годными к жатве бывают в июле. Ячмень
здесь жнут ранее других хлебов, всегда почти в июле, потом рожь, пшеницу
и овес. Просо и гречиху в августе.
Все хлеба собираются здесь обыкновенно серпами, редко скашивают
косами, к коим приделаны грабки, с длинными зубцами. Зубцы сии помагают
скошенному хлебу, порядочно ложиться. Собирание хлеба косой
употребляется здесь только тогда, когда хлеб бывает чрезвычайно редок.
Сжатый и скошенный хлеб, связывают в снопы, и складывают в полукопки,
полагая в каждый по 30 снопов, а два таковых полукопка, составляют копу,
или 60 снопов.
Снопы кладут в полукопки крестообразно, один на другом в середину
колосьями, верхушку же сих полукопков покрывают одним снопом, разослав
оной, дабы не допускал замокать колосьям в средине находящимся.
Упомянутые полукопки ставят на нивах один подле другого рядами.
Сжатую гречиху, не вдруг кладут в полукопки, но оставляют на несколько дней на ниве, чтобы прежде складывания просохла.
Сжатое просо связывают в снопы и складывают в полукопки тогда, когда оно совершенно высохнет.
Хлеб сложенный в поукопки, остается на поле до тех пор, пока окончится
жатва. В сие время перевозят оной в определенное на то место,
называемое током, и складывают на открытом воздухе особо всякого рода
хлеб в стоги, или скирды, полагая в первые от 25 до 50 коп., а последние
от 50 до 100.
Стоги кладут кругло. А скирды овально, или продолговато.
Из снопов вымолачивают хлеб цепами, а о машинах для сего изобретенных и
понятия не имеют. Вымолоченный хлеб очищают от мякины и плевы , что
обыкновенно производится вывеванием, бросая зерна с плевой против ветра.
Вымолоченный хлеб сберегают большей частью в ямах, которыенарочито для
сего намерения выкапывают в земле. Ямы сии имеют вид кувшинов. Оные
выжигаются соломой. Которой после обивается внутри. Ямы сии насыпав
высушенным хлебом, наполняют горло их глиной, и сверху насыпают землею
возвышенно, дабы вода проходить не могла.
В ямах сих сохраняется хлеб без всякого повреждения, с тою выгодою, что оный от пожаров бывает безопасен.
КОНОПЛЯ И ЛЕН,Коноплюсеют здесь на мягких, тучных и унавоженных полях, на которых произрастает она весьма удачно, и получает великий рост.
Лен большей частью на новине, которую несколько раз перепахивают и
удобряют навозом, но при всем том удается оный весьма худо, достигает
малого роста, и всегда почти бывает коленчат.
Коноплю и лен выдергивают из земли руками, связывают в снопы, и
оставляют на поле, до тех пор, пока оные совершенно высохнут, после сего
перевозят на гумно, и отделяют семена молочением.
Посконь поспевае здесь в июле, а семенная конопля в августе. Мочение
конопли и льна производится в реках и озерах, большей частью в сухое и
теплое время.
ТАБАК.Разводится здешними жителями в весьма великом количестве,
как для собственного употребления так и для продажи. Табак сеется здесь
болшей частью в огородах на земле тучной, теплой и несколько влажной,
которую сверх того удобряют навозом. Табак сеют здесь в апреле. Когда
табачная рассада выростет в несколько листьев, то пересаживают оную на
другие гряды. Когда на табачных листьях начнут показываться цветочные
части, то сламливают у них верхушки и обрывают маленькие нижние
листочки. Цветочные части оставляют только на тех стволах, которые
определяются для произведенеия семян.
Обламливание табачных листов производится тогда, когда они несколько
потемнеют, и покажутся на них желтоватые пятна. Снятые листы складывают в
сухом месте в круги слоями, и когда они потеряют зеленый цвет, тогда
снизывают их на нитки в папуши и вешают под кровлей.
Верхи семенных стеблей срезают тогда, когда уже семена совершенно
поспевали. Верхушки сии связывают в снопки и берегут под кровлей до
времени посева.
Отвар табачных листьев здешние жители почитают как лучшее средство от чесотки, когда оным обмакивают тело.
ОГОРОДНЫЕ РАСТЕНИЯ.Всякий поселянин вблизи своего дома имеет
огород, в котором разводятся для приправы яств нужные. 1) Капуста:
обыкновенная, красная, зеленая, цветная. Капуста сеется в начале апреля,
а вмае пересаживается. 2) Салат. 3) Свекла. 4) Репа обыкновенная. 5)
Морковь. 6) Пастернак. 7) Петрушка. 8) Картофель. 9) Лук. 10) Чеснок.
11) Турецкие бобы. 12) бобы. 13) обыкновенный горох. 14) тыква. 15)
кукруза. 16) бутылчатая тыква. 17) бородавчатая тыква. 18) арбуз. 19)
огурец. 20) дыня. 21) тяжелый укроп. 22) душистый укроп. 23) горчица
обыкновенная. 24) горчица белая. 25) чернушка поваренная.
Обыкновенные тыквы, арбузы и дыни редко разводятся на огородах, а
особливо последние, но большею частью в полях. Поля засеянные арбузами и
дынями называются здесь баштанами. Примечательно, что арбузы на тучной и
влажной почве произрастающие, достигают великого роста, но неприятный
вкус имеют, произрастающие же на земле с песком смешанной, достигают
малого роста, но бывают чрезвычайно вкусны.
Арбузы и дыни сырые употребляются в пищу, а тыквы вареные с пшеном,
салом и молоком, или печеные. Из семян их добывают хорошее масло.
Капуста произрастает здесь удачно, но часто истреблена бывает
гусеницей. Примечательно, что капуста посеянная вблизи коноплей,
безопасна бывает от гусеницы.
ЛУГА И СЕНОКОСЫ. Луга имеют положение большей частью при берагх
рек, или на низменных местах, но самые лучшие сенокосы находятся в
степях. Степное сено имеет многие преимущества над луговым. Первое
вкуснее и питательнее нежели последнее. Степное сено употребляется здесь
более в корм овцам. Кошение сена производится в разное время, оно
остается в рядах, до тех пор, пока совершенно не высохнет. В сие время
сгребают оное и складывают в копны, а сии в скирды или стоги, которые
перевозят уже зимой, смотря по надобности.
РОДЫ САДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ.1) Вишня. Размножением полезного сего
плодовитого дерева занимается сама природа. Оно размножается от косточек
и корневых отпрысков, кои весной пересаживаются. Одни деревья приносят
кислые плоды, а другие сладкие, последние созреваю быстрее и называются
черешней. Испанские вишни разведены здесь в малом количестве. Плоды сего
дерева сырые и сушены употребляются в пищу, из них приготовляют вареньи
и наливку, которая известна здесь под именем вишневки и составляет
любимейший напиток жителей.
2) Слива. Удачно произрастатет на всякой почве, разводится так же как и вишня. Плоды ее сырые и сушеные употребляются в пищу.
3) Яблони. Произрастает на тучной почве, разводится семенами и прививанием. Яблони сей находится великое множество различий.
4) Груша. Разводится так же как и яблоня, имеет великое множество
различий по времени поспевания, вкуса, величины и вида плодов.
5) Грецкий орех. Произрастает на всякой земле, кроме влажной. Разводится посадкой орехов.
6) Тут, или шелковицы, белая и черная. Удачно произрастает на земле с
песком смешанной. Размножение дерева сего производится посеянием семян,
посажением черенков, прививанием, а особливо отводками.
КУСТАРНИКИ.Виноград, Красная и черная смородина, крыжовник
РОДА ЛЕСНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ.Сосна, дуб, береза, ольха,
липа, клен, ясень, вяз, берест, граб, тополь, осокор, осина, ветла,
верба, ива, орешник, жестер, крушина, боярышник, свидина, бирючина,
дикая груша, дикая яблоня, терн, калина, бузина, черемша, полевая роза,
шиповник, ежевика, дикая вишня.
РОГАТЫЙ СКОТ.Рогатый скот водящийся здесь черкасской породы.
Оный весьма крупен, но в некоторых местах перерождается и делается
мелким. Быков приручают здесь к езде на четвертом году, и пользуются
оными для произведения работ, а коровами для плода и доения до десяти
лет. По истечении сего времени откармливают их и продают или здешним
мясникам, или великороссийским купцам, кои для покупки рогатого скота
приезжают. Откармливание скота производится на хороших пастбищах, или
при винокурнях бардой. Волов приучают к езде так, что они не будучи
управляемы вожжами, повинуются одному голосу. Соб, цабе и гей суть три
слова, к коим ежжалые волы приучены. Соб означает повеление своротить
налево, цабе направо, а гей ускориь ход. Бедные не будучи в состоянии
иметь пары волов, ездят одним (бовкун). Некоторые употребляют для езды и
коров, а особливо тех. Которые никакого плода не делают.
ОВЦЫ.Водящиеся здесь так де черкасской породы. Они чрезвычайно
крупны, хвосты имеют длинные, толстые и шерстистые, шерсть густую и
длинную.
В Константиноградском уезде разведены овцы крымской породы, которые
хотя несколько и переродились, но не потеряли еще доброты того корня, от
которого происходят. Польза получаемая от овец состоит в мясе, сале,
молоке, сыре, масле и кожах.
В Константиноградском уезде режут молоденьких ягнят начиняя с января
по май месяц. После рождения через неделю. Овчинки сии по здешнему
смушки, продают купцам или отвозят в Решетиловку и здесь продают
приезжающим туркам, грекам, евреям и великороссийским купцам.
Мясо зарезанных ягнят употребляется в пищу. В пост же сушат в горячих печах и едят в скоромные дни наподобие сушеной рыбы.
Овец стригут один раз в год, в начале июня.
ЛОШАДИ.Лошадиные заводы находятся только у помещиков, а
поселяне держат оные в малом количетве, для собственного только
употребления. Поселяне издревле привыкши к воловьей езде мало пекутся о
разведении лошадей. По их мнению лошади не способны к тяжелой работе,
которую волы с великой удобностью переносят, не требуя столь великого
присмотра, и столь хорошего корма, как первые.
СВИНЬИ.Разведены в весьма великом количестве. Они составляют в
благоустроенном хозяйстве важный предмет, служащий источником доходов.
Весной, летом и осенью они пасутся на выгонах, а вместах изобилующим
дубовым лесом весь год, имеют они пропитание от желудей.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.1) Куры, разводятся здесь в великом количестве.
Летом они находят пропитание себе сами, зимой же по утру и вечеру дают
им зерно, высевки отруби и т.д. Для содержания делают плетеные круглые
курятники, снаружи обмазанные глиной, а сверху крытые соломой. 2) гуси.
3) утки. Последние пока речка или пруд не покроются льдом пищу добывают
себе сами, зимой их кормят овсом и ячменем и содержат в хлевах.
Птицы содержатся для получения мяса, яиц, перья и пуха. Бедные
поселяне обычно сами их не употребляют в пищу а прождают на базарах и
ярмарках, особенно имея нужду в деньгах. Из гусиного мяса коптят здесь
весьма хорошую ветчину, и для сего намерения откармливают гусей весьма
долго.
ПЧЕЛОВОДСТВО. Составляет важный предмет сельского домоводства.
Оным заниемется всякого звания люди, получая немалую прибыль. Пасеки
строят здесь в виде полукрижия, или четырехугольника из хворост, или
тросника. Они находятся в садах при жилье, или в отдаленных от дома
местах, но обыкновенно когда гречиха начинает цвести, переносят оные на
поля.
Ульи применяют здесь деревянные, внутри выдолбленные, из липового,
вербового, орехового, осинового дерева. Они меют вид тупого, круглого
конуса. На верху находится дионушко, удобное к свободному отверствию, а
внизу в четверти от земли треугольная дырочка, или лазея для пчел, к
которой приставляется от земли нискось для входа в улей пчел досточка. В
середине поперек улья вдолблены крестообразно палочки, одна от другой в
равном орасстоянии, для удобнейшего приваривания пчелам сотов своих.
Ульи с верху покрываются из коры или дервеа сделанными крышками, кои
недопущают входить в оный дождевой мокроте.
По вынятии ульев из земляных погребов, где они сохраняются в зимнее
время, около 25 марта подчищают их, т.е. подрезают опорожненный ими
зимою воск по здешнему щельник, и выставляют их в пасеки, где ставят их
рядами, стараясь дабы лазьи в ульях были против восхождения солнца.
Зимой в погребах и летом в пчельниках худых пчел кормят досыта,
вареной водой с медом, а самых слабейших чистым медом. Кормление
производится в день три раза до июля, когда же добыча в поле окажется
довольной кормление прекращают.
Дело пасечника состоит в кормлении, надзирании пчел. Он должен чрез
все лето защищать от нападения прочей пчелы сторонней или домашней,
удаляя тот час нападаемые пчелы на несколько времени из пчельника,
затыкая лазьи, или употребляя все, что только может служить к
предобережению сих грабительств от чужой пчелы чинимых.
Его так же дело примечаьть летом, которая из них роится хотят. По
выходе молодого роя, когда он осядет собирать оной в пустой улей.
Пчелы начинают роиться с половины мая до конца августа, когда уже
отцветут растения пищу, мед, и воск ими доставляющие, надежных или
посредственных из них оставляют на зиму подчищая и вырезая железными
зубцами излишний в ульях воск и мед, худших же или старых собирают в
ямки с огнем и губкой и псоредством вонючего дыма из губки умервщляют,
потом из ульев вынимают мед.
Век пчелы считается 5 лет, некоторых из них убивают, другие умирают
сами, на их мсето заступают молодые пчелы. В течение такового времени
может воск в голове улья состариться, для чего летом иные с верху
откупоривают донца, вырезают соты до известной пропорции, и опять оные
дионушка замазывают, пчелы же пустое место медом закладывают. Иные же
старых пчел перегоняют в пустые улья.
Сухое лето для пчел вредно.
В исходе сентября улья снимают с точок, ставят в хорошо обмазанный
сарай пчельник, над пчельным погребом находящийся, и там держат их до
самых морозов, а потом кладут в погреб.
Мед и воск продают приезжающим великороссийским купцам.
СЕЛЬСКИЕ ПРОМЫСЛЫ.Поселяне никакими главными промыслами не
занимаются, выменивая необходимые вещи на мясо, шкуры домашней скотины.
Некоторые возят на прожаду в города черного и Азовского морей пшеницу, а
там покупаю из Крыма соль, из Дона рыбу, привезя сюда продают, получая
знатные выгоды.
Ремесленники снискивают себе пропитание работой своей.
Некоторые поселяне отправляются на работу в Таврическую и
Новороссийскую губернии, где зарабатывают на кошении сена, работают на
рыбных заводах, или домашней и поденной работой у богатых.
Женщины, кроме собственных приличных им работ, упражняются также в
шитье рубашек и другого домашнего одеяния, а все почти в пряже льну,
конопель. И овечей шерсти, из коих приготовляют холст, сукна, для
домашнего употребления и на продажу.
Многие поселяне снискивают себе пропитание от продажи в домах горячего вина.
|